МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 10 ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ И 

САМБО " ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 

 

АКЦИИ

23 сентября 2015 года  

прошла тренировка по отработке действий при эвакуации действий

в случае возникновения пожара

 

   

ИНФОРМАЦИЯ

о проведенных мероприятиях по отработке действий

при эвакуации в случае возникновения пожара МБУДО СДЮСШОР № 10

по спортивной борьбе и самбо г.Челябинска

 На основании распоряжения Администрации города Челябинска от 10.08.2015 № 8571, письма Управления по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Челябинска  от 26.08.2015 № 1157, в рамках проведения  «Месячника безопасности детей» и «Месячника гражданской защиты» 23 сентября 2015 г. в МБУДО СДЮСШОР № 10 по спортивной   борьбе и самбо г.Челябинска состоялась объектная тренировка по отработке практических действий учащихся при угрозе и возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

В 15.00 прозвучало речевое сообщение о том, что в школе возник очаг возгорания и всем необходимо покинуть учебные и рабочие места. Благодаря грамотным действиям педагогического коллектива все обучающиеся находящиеся в это время в здании спортивной школы (40 воспитанников) покинули помещение и выстроились на площади перед основным входом в здание, выполнив установленный норматив.

Подводя итоги тренировки отметили что, показная тренировка показала, что учащиеся и тренеры-преподаватели спортивной школы четко и быстро выполняют свои обязанности, знают инструкцию по действиям при пожаре, имеют хорошие практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, вкладываются в нормативное время.

После учебной  тренировочной эвакуации,  направленной на формирование своевременных слаженных действий в реальных ЧС, заведующий хозяйством провел беседу с воспитанниками на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Акция «Подросток»

 

Телефоны доверия:

8-800-2000-122 – Единый всероссийский детский телефон доверия (круглосуточно);

269-77-77 – телефон доверия на базе ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1» (понедельник-пятница с 9-00 до 17-00; суббота, воскресенье и праздничные дни - круглосуточно)

007, 721-19-21 – телефон доверия на базе ОГКУ «Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» (8-00 – 19-00)

263-65-60 – Кризисный центр (круглосуточно)

261-42-42 – МБУ ЦПС «Компас»

 

 

 

 

 

 

17 июля  2014 администрация МБУ ДОД СДЮСШОР № 10 по греко-римской, вольной борьбе и самбо г.Челябинска организовала в  Киномаксе Победа мероприятие для юных спортсменов - просмотр фильма о легендарном русском богатыре (борце) Иване Поддубном. В мероприятии приняли участие около 250 спортсменов греко-римского стиля, самбо, вольной борьбы г.Челябинска и Челябинской области, а также заслуженные тренеры России и ветераны спорта: Семенов Вячеслав Михайлович, Зимулькин В.В. и т.д.  Цель данного мероприятия привлечение детей к спорту и здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОРОГИЕ РЕБЯТА 
  Уважаемые челябинцы!

с 01 по 29 февраля 2016 года в городе Челябинске проводится межведомственная профилактическая акция «Дети улиц» с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления причин и условий самовольных уходов несовершеннолетних из семей
и государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им своевременной помощи. Вы можете обратиться по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних к специалистам:

Отдел по делам несовершеннолетних и

защите их прав Администрации города Челябинска

263 69 42; 263 66 28

Управление по делам образования 

266 50 64; 266 55 79

263 26 89; 264 33 81

Управление социального развития, отдел семьи  

           отдел опеки и попечительства

           МАУСО «Кризисный центр», телефон доверия

Управление здравоохранения

      

263 57 43

263 62 59

Управление по торговле и  услугам

265 49 83

Управление по физической культуре, спорту и туризму                             

268 76 90

Управление по делам молодежи

         МБУ «Молодежная биржа труда»

МБУ «Центр профилактического сопровождения «Компас» 

265 90 07

264 69 77

261 47 14

Управление культуры                       

263 39 21

ОКУ «Центр занятости населения»

774 56 99

Калининского района

791 79 75

Курчатовского района

742 86 49

Ленинского района                                   

256 19 49;  256 54 37

Металлургического района                      

735 70 65; 735 71 99

Советского района                                    

237 43 31

Тракторозаводского района                     

775 30 60

Центрального района                                

263 65 74; 263 85 17

Калининского района

219 12 44

Курчатовского района

741 65 59; 741 95 49

Ленинского района                                   

727 94 77

Металлургического района                      

721 98 76

Советского района                                    

 265 49 75

Тракторозаводского района                     

219 04 06

Центрального района                                

265 58 62

 

Органы и учреждения социальной защиты населения районов в городе Челябинске

 

Управления социальной защиты населения

Комплексные центры

социального обслуживания населения

отделы  семьи и назначения детских пособий

отделы опеки

и попечительства

отделения помощи

семье и детям

Калининского района

790 67 93

790 96 56

791 59 54

Курчатовского района

790 56 06

790 26 77

225 23 60

Ленинского района                                   

256 07 04

254 91 51

252 26 46

Металлургического района                      

735 84 90

735 84 14

735 68 85

Советского района                                    

260 00 02

237 63 65

261 86 46

Тракторозаводского района                     

775 53 22

731 66 75

730 55 86

Центрального района                                

263 53 75

263 44 95

265 64 77

 

Подразделение  по делам несовершеннолетних  отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Челябинску

 

267 77 97

Калининского района

Кулакова Алена Анатольевна  

74945 60

Курчатовского района

Шахматова Лариса Юрьевна    

791 54 05

Ленинского района                                   

Пашнина Лариса Валерьевна     

253 55 76

Металлургического района                      

Михаилов Илья Владимирович    

735 57 94;735 65 47

Советского района                                    

Кин Татьяна Александровна

237 06 88; 237 06 76                                  

Тракторозаводского района                      

Туркина Наталья Владимировна   

771 78 72            

Центрального района                                

Панфилов Владимир Иванович

267 75 52

 

 

 

 

 

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

·                                 Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.

·                                 Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.

·                                 Выбирайте наказание, адекватное проступку.

·                                 Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

·                                 Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

http://www.belschool.ru/files/19112012/pict2.jpgКогда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

Три важных шага:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам

Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»

2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком

Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка

Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований».

 

  

http://www.yuga.ru/media/deti_problem.jpgПамятка на случай кризисных ситуаций, связанных с пропажей детей

Действия законных представителей детей по предупреждению самовольных уходов, в том числе пропажи детей.

1.         Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

2.         Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов  в летнее время;

3.         Обращать внимание на окружение ребенка,  а также  контактировать  с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4.         Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

5.         Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

·                                 что необходимо делать, если возник пожар;

·                                 безопасность на дороге, в лесу, на воде;

·                                 общение с незнакомыми людьми;

·                                 нахождение дома без взрослых и т.п.

6.         Сделать несмываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

 

 

 

 

 

«Дети улиц»

   Ребенок – это та драгоценная чаша,

которую Жизнь дала Вам на хранение

и развитие в нем творческого огня.

                                                       Януш Корчак

 

 

   

ДЕТИ  УЛИЦ

Понятие «дети улиц» является синонимом понятия «бездомные дети». По определению ЮНИСЕФ детьми улиц называются «дети, которые не общаются с собственными семьями и живут во временных убежищах (заброшенных зданиях и т. п.), или не имеют вообще постоянного пристанища и каждый день ночуют где-нибудь, первоочерёдными их потребностями являются физическое выживание и поиск жилья; дети, которые поддерживают контакт с семьёй, но из-за бедности, перенаселённости, разных видов эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи, на улице; дети - воспитанники интернатов и приютов, которые по разным причинам убежали из них и находятся на улице».

  

 

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ для РОДИТЕЛЕЙ  

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы  или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности. 

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому  по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше. Чем Вам,  а может и больше, поскольку у малыша нет опыта. 

5. Не унижайте! 

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.

8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умейте  любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.

10. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.

 

                

 

 

  

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА  РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 

1.   Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.

2.   Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше восемь раз в день 

3.    Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4.   Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить. 

5.   Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6.   Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.  

7.   Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо. 

8.   Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте. 

9.   За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен. 

10.  Ребенок не должен бояться наказания. 

11.  Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом. 

12.  Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. 

13.  Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. 

14.  Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

 

Любите своего ребенка!

 

Жестокость и насилие в школе

По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств. Подобная ситуация может продолжаться в течение нескольких лет. Проблема заключается еще и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.

В этом разделе нами использованы материалы, собранные ведущим специалистом – психологом Всероссийского научно – практического центра профориентации и психологической поддержки населения Татьяной Серовой.

В подростковом возрасте нередко возникает проблема общения сверстников. Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса.

Эти и подобные им жалобы учеников, учителей и родителей свидетельствуют о буллинге – сложном межличностном процессе, в котором есть жертвы, преследователи, устанавливаются особые агрессивные отношения.

Буллинг – это в основном скрытый для окружающих школьника в процесс, и, когда его проявления становятся очевидными, предпринимать какие-либо действия для исправления положения уже поздно. Некоторые дети, столкнувшись с проблемой преследования, испытывают настолько тягостные муки и страдания, что перестают осознавать себя как личность и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве.

Защитные механизмы и умение сопротивляться сформированы у подростков еще недостаточно. Это может быть связано с тем, что они не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. (Эти возрастные особенности подростков описаны в трудах Д.И. Фельдштейна, И.С. Кона, Э. Эриксона, Х. Ремшмидта и др.) Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростков беспомощными. Большинство тинэйджеров склонны оценивать себя так, как, по мнению подростка, его оценивают другие. Недоросль оценивает успешность своих действий через призму своего соответствия окружающим.

Для того чтобы ребенок легче адаптировался и преодолевал трудности общения в коллективе, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность самоутверждения. Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, особенно если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка, поэтому заметное снижение самооценки в подростковом возрасте связано с ориентацией на мнение сверстников, на референтную (авторитетную для подростка) группу людей. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед негативными воздействиями любого рода, давлением окружающих.

В дальнейшем человек с заниженной самооценкой склонен к негативной интерпретации действий окружающих. Подобное развитие ситуации характерно для случаев, когда подростки подвергаются буллингу. При этом вмешательство взрослых зачастую неэффективно еще и потому, что они не входят в состав референтной, значимой для подростка группы.

Важную роль в формировании самооценки играет способность к сопоставлению реального «я», т.е. с представлением о том, каким ребенком хотел бы быть. Если он ощущает разрыв между этими характеристиками, его самооценка, как правило, будет низкой, а школьное преследование увеличивает этот разрыв.

Часто буллинг возникает в ситуации «провоцирующей жертвы»: обидчик (или обидчики) заявляет, что поведение жертвы заслуживает наказания, и сама жертва зачастую считает, что пострадала заслужено. Нередки и случаи, когда подростки, демонстрируя собственную силу и власть, противопоставляют себя группе, провоцируя тем самым негативное отношение к себе. В то же время формальных причин для буллинга может и не быть.  

Известно, что в группе возникают и закрепляются определенные нормы и ценности, правила, которые в той или иной степени должны разделять все ее участники и которые регулируют взаимоотношения между членами данной группы.

Для того чтобы все эти нормы соблюдались всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Группа либо поощряет своих членов, исполняющих ее требования, - повышается уровень их эмоционального принятия, растет их статус, используются другие психологические меры поощрения, либо наказывает тех из них, чье поведение не соответствует нормам, принятым в данной группе. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков в связи с их возрастными особенностями.

Особенно сложно принять систему групповых норм новому члену группы, который попадает в непривычную для него систему отношений и должен принять или отвергнуть нормы, правила, ценности данной группы.

Битянова М.Р. выделяет четыре варианта отношения к возникшей проблеме: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «не такой, как все») и свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из данного коллектива.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы: либо принятие норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой варианты позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль «козла отпущения» или аутсайдера.

Второй вариант поведения по отношению к группе наиболее распространен. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма. Конформизм – это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, приспособление к другим членам группы, даже если он не согласен с остальными.

Специальные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих готовность подчиняться группе, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформизм важным фактором социального поведения человека. С точки зрения вышеобозначенных школьных проблем конформизм плох еще и потому, что переводит буллинг в так называемую латентную форму, трудно выявляемую педагогами и родителями. А деструктивное влияние на формирующуюся личность подростка, не скомпенсированное соответствующим педагогическим и/или психотерапевтическим воздействием, может особенно сильно проявиться позднее, в период очередного возрастного кризиса.

Буллинг оказывает сильное влияние не только на тех, кто ему подвергается, но и на вынужденных его свидетелей, на школьную атмосферу в целом. Доказано, что в результате ощущения собственного бессилия самооценка снижается, и тем самым они становятся периферическими жертвами. Некоторые дети, так называемые «ботаники», стараются не придавать этому значения, другие же пребывают в постоянном страхе, ожидая, что станут следующей жертвой.

 

  

Как развивать чувство ответственности в детях

Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из ее сторон – что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях.

Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие? Прежде всего, в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация.

В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребенка требуют просто выполнение задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере.

В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет все домашние задания.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.

Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача – научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.

Ответственность имеет несколько составляющих.

Прежде всего это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.

Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы ребенок и родитель четко обсудили между собой. например, если мы хотим, чтобы ребенок убирал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери все вещи на место». Конечно, если ребенок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой.

Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.

Конечно, всегда есть вероятность, что ребенок откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять ребенку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребенок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить «нет». Прежде чем попросить ребенка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать: «Таня, убери комнату».

Наконец, важная часть ответственности – умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания – сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения (внутренняя мотивация). Как же развить у него эту способность?

Есть несколько простых способов.

Прежде всего важно предоставлять ребенку право выбора, причем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зеленую или красную?»

Когда ребенок научился выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»

Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.

Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Можно выделить три уровня ответственности.

На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.

На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Например, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий. Например, ребенок всегда сам и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.

Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, ребенок постепенно проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребенок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, ребенок нуждается в помощи взрослого.

Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость в контроле или напоминании. На третьем уровне ребенок способен сделать что-то без посторонней помощи.

В зависимости от того, насколько хорошо ребенок овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить, какая именно помощь ему требуется. Это можно понять из наблюдений за ребенком (очевидно, что если сам ребенок забывает почистить зубы на ночь, ему необходимо об этом напоминать). Кроме того, очень важно требуемый уровень помощи обсудить с ребенком.

Рассказав ему о трех уровнях помощи, можно спросить его: «Как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда была рядом и помогала тебе, чтобы напоминала, чтобы помогала в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи?» Возможно, ответ ребенка не совпадет с вашими представлениями: например, он утверждает, что не нуждается в наших напоминаниях, а вы совсем не уверены в том, что ребенок справится с делом без вашей помощи.

В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое-то время не напоминать и не помогать ребенку и посмотреть, как будут развиваться события. Возможно, предоставление ответственности приведет к тому, что ребенок сам и без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности. Если же он все-таки нуждается в помощи, можно еще раз вернуться к этому обсуждению: «Мне кажется, что тебе трудно самому убирать комнату. Может быть, если я буду тебе об этом время от времени напоминать, тебе будет проще?»

Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое-то время. По истечении этого времени можно снова вернуться к обсуждению этого вопроса. Например, сказать: «Похоже, ты вполне можешь собирать вещи в школу без моих напоминаний. Как ты думаешь, могу я перестать это делать?»

Конечно, мы можем рассмотреть только самые общие подходы к развитию ответственности у детей. Все дети разные, и у каждого ответственность развивается по-своему.

 

Культура подростков глазами взрослых

Так или иначе с подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Может быть, ребенок повесил у себя в комнате плакат с изображением сомнительного вида людей в черной коже. Или вместо приличной одежды попросил купить ему черный балахон с надписями. Или постоянно слушает громкую бессвязную музыку. Словом, пути соприкосновения взрослых с подростковой культурой крайне разнообразны.

Но если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Давайте попробуем разобраться, какое именно.

Во-первых, подростковая культура во многом облегчает общение со сверстниками. Известно, что отрочество – это возраст интенсивного общения. В психологии принято считать. Что именно общение является наиболее значимой для подростка деятельностью, которая позволяет ему развиваться. Но для того, чтобы общаться, необходимо иметь какие-то общие интересы, найти единомышленников. Наличие культуры значительно облегчает этот процесс: стоит тебе определиться со своими субкультурными пристрастиями, как ты немедленно найдешь огромное количество сверстников с теми же интересами. Если подростки слушают одну и ту же музыку или увлекаются одним и тем же видом спорта, это создает основу для их общения.

Как правило, когда дружеские отношения между подростками уже сложились, значение молодежной культуры в общении снижается. Подросткам интересно обсуждать самые различные темы, и музыка или спорт отходит на второй план.

Во-вторых, молодежная культура для подростка – это сфера самоопределения.

Подростковый возраст – период активного осмысления себя, своей сущности и своего места в мире. Подростку исключительно важно найти собственный ответ на извечный вопрос: «Кто я и какой я?» Однако в современном обществе с его противоречивыми тенденциями. Множеством культурных влияний и течений, сложной социальной структурой подростку не так просто найти свое место. И здесь на помощь приходит культура, предлагающая простой и четкий ответ на этот вопрос: я – футбольный фанат, я – поклонник определенного музыкального стиля, я – игрок в компьютерные игры. Мало того, подростку предлагается соответствующий внешний вид и стиль поведения.

В-третьих, молодежная культура – это уникальный мир, мир без взрослых. Подростки прекрасно понимают, что в реальной жизни, где практически всем распоряжаются взрослые, они занимают зависимое положение. Молодежная культура – это реальность, где подросток компетентен и самостоятелен, где он может чувствовать себя взрослым.

Увлечение молодежной культурой не всегда бывает серьезным. Иногда в этом проявляется просто желание «быть как все», «не хуже других». Не надо торопиться осуждать за это наших детей и призывать их иметь свое собственное мнение.

Вспомните то время, когда ваши дети были маленькими и играли в игрушки. Даже тогда у них были свои предпочтения: нужно было купить определенную машину или куклу.  У каждого возраста свои игрушки: у малышей – свои, у подростков – свои. Очень редко подростковые увлечения сохраняются дольше, чем до 17 – 18 лет. В этом смысле они напоминают насморк, который проходит сам, если его не лечить. Если же начать с ними бороться, велика вероятность, что подросток, встав на защиту гонимой родителями музыки, сохранит увлечение ею надолго.

Если подростковая культура позволяет детям почувствовать себя компетентным, можно обратиться к ним за советом как к экспертам. Спросив у ребенка «Кто это?», «Что означает это слово?», «О чем они поют?», мы тем самым даем ему понять, что признаем его авторитет и считаемся с его мнением. Но этот прием работает только в том случае, если за вопросом кроется искренний интерес и желание разобраться. Если подросток почувствует нашу снисходительность, контакта не получится.

Очень часто нас волнует вопрос: «Все это конечно, правильно, но что делать, если ребенок тратит на свою музыку или футбол все свободное время, а уроки так и остаются несделанными?» В этом случае важно делать акцент именно на выполнение уроков, не противопоставляя их увлечениям подростка: есть разница в том, борется ли родитель за знания или против увлечений. «У нас всех есть свои обязанности. Я работаю, а ты учишься. Поэтому сначала сделай уроки, а в свободное время можешь делать то, что тебе нравится».

Бывают также ситуации, когда увлечение подростка так или иначе затрагивает нашу жизнь, поэтому возникает необходимость оградить свои интересы. Например, громкая музыка мешает нам отдыхать после работы, и нам не нравится, что новые обои завешаны плакатами. Естественно, что в этом случае мы имеем полное право на отстаивание собственного пространства. И опять повторимся: главное – не действовать против увлечений подростка, а отстаивать собственное пространство. Если мы скажем в конце рабочего дня о том, что громкая музыка мешает нам, не давая при этом ей оценки и умолчав о том, что она кажется нам бессмысленной, это вызовет гораздо меньший протест.

Можно ли каким-то образом развивать у подростка иные интересы? Безусловно, да. Главное – чтобы у ребенка не возникало ощущения «навязывания». Один из возможных путей – показывать на собственном примере увлеченность музыкой, чтением, театром. Даже если подросток вначале не разделяет наших интересов, у него появляется возможность познакомиться с другой культурой. Проявляя собственные увлечения ненавязчиво и искренне, мы создаем условия для расширения кругозора наших детей.

Наряду с положительным влиянием культура может оказывать и негативное воздействие на подростка.

Во-первых, она ограничивает и сужает кругозор, обостряет отношения между сверстниками. Известно, как трудно порой найти общий язык со сверстниками подросткам, не принадлежащим к той или иной культурной группе, какие беспочвенные конфликты возникают между представителями различных по интересам групп.

Во-вторых, для культуры подростков характерны социально нежелательные проявления: курение, употребление алкоголя и наркотиков, нецензурная брань.

Во многом именно с этим связана та тревога, которую мы, взрослые, часто испытываем при соприкосновении с миром подростковой культуры. Можно ли как-то уберечь наших детей от ее неблагоприятного влияния? Поскольку их нельзя изолировать и невозможно всегда находиться рядом, нужно найти какой-то способ, чтобы ребенок мог защитить себя сам.

Давайте вспомним то время, когда наши дети были маленькими и им делали прививки, чтобы защитить их от оспы или полиомиелита. Мы понимали: это единственный способ защитить детей от страшной болезни. Что же может выступить в роли такой «психологической прививки»?

Это – умение принимать самостоятельные решения. Если ребенок привык соглашаться с другими, опираться на чужое мнение, он в гораздо большей степени подвержен влиянию молодежной культуры. «Если все вокруг курят, будет правильно, если я тоже стану это делать» - вот приблизительный ход его рассуждений. Важно, чтобы подросток не просто знал о необходимости думать самостоятельно, а имел такой опыт. Если советоваться с ребенком, спрашивать его мнение, предоставить ему право выбора и право решения, он осознает, что может принимать решение сам, а не просто согласиться с мнением большинства. Лучше всего, если высказывание подростком своего мнения имеет какие-то последствия: например, именно он решает, какой фильм вы пойдете с ним вместе смотреть, и вы действительно идете смотреть именно этот фильм.

Очень важно также научить ребенка говорить «нет» и настаивать на своем решении. Необходимо, чтобы у него был свой опыт успешного отстаивания собственного мнения. Если в какой-то спорной ситуации уступить подростку, дать ему возможность настоять на своем и сделать по-своему, он почувствует, что способен опираться на свои силы и принимать собственные решения.

Еще один важный момент – продемонстрировать подростку свое нейтральное отношение к его увлечениям и интерес к его жизни. Если он понимает, что мы осуждаем его интересы, он перестанет ими делиться и в трудной ситуации (если, например, в его компании все начали курить) останется один со своими сомнениями и переживаниями.

Понятно, что невозможно показывать положительное отношение или одобрение там, где его нет, да это и не требуется. Вполне достаточно просто принятия: «Это твои увлечения, я могу их не разделять, но мне интересно, чем ты увлекаешься». Если подросток знает, что мы его не осудим, ему будет проще обратиться к нам за поддержкой в трудный момент.

И наконец, давайте вспомним себя. Нас тоже в свое время осуждали за увлечение неподобающей музыкой и за несоответствующий внешний вид. У каждого из нас есть свой опыт переживания переходного возраста, и мы можем поделиться им с детьми.

 

  

Медико-профилактическая помощь детям, склонным к необучению

 

Главный специалист Министерства здравоохранения

Давыдова Лидия Владимировна

 

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик детей, склонных к необучению. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» в 1925 году – говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Термен проводил свое исследование среди белых семей среднего и высшего класса: эта группа населения действительно отличается более высоким ростом, физической силой, здоровьем. Существует мнение, что ее представители более привлекательны, чем представители других групп американцев. Но если мы расширим диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, мы увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.

Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать 20 часов в сутки. Измученным мамам и папам кажется, что ребенок 20 часов бодрствует! Это, конечно, преувеличение, но большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого поведения. Свойство, которое может способствовать высокопродуктивной работе взрослого, в детстве порой доставляет немало неприятностей родителям.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей, с которыми они сталкиваются. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рамками выше изложенного, но придают ребенку особую привлекательность. Описание всех этих свойств заняло бы слишком много места. Они равно необходимые компоненты в нашем открытии и в радости, которую приносит каждый ребенок.

 

  

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к родительскому собранию по теме: «Почему уходят из дома дети?» 

    Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда. Однако, даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Попробуем понять почему. 

   Надо отметить, что до семилетнего возраста дети дом не оставляют. Их психологическая зависимость от родителей еще очень сильна. Если малыш и оказался один на улице, то это скорее всего означает, что он просто потерялся или заблудился.  

   С наступлением школьного возраста психологическая зависимость слабеет, и уход из дома становятся возможен. Иногда основным побудительным мотивом становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны (чаще всего знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.  

   Гораздо чаще дети уходят из дома просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неодержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений. Такое поведение является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.   

   Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно. 

 Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, встать на сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы.   

   Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители, действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.  

   Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован.   

    Нет нужды говорить о том, что предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Будет правильно, если в какой-то момент вы находясь на улице, укажете своему ребенку на жесткую реальность жизни детей, сбежавших из дому: голод, лишения, опасности.

 

Что бы ни случилось с вашими детьми, помните, что вы очень далеки от того, чтобы быть полностью в ответе за их поведение и жизнь. Ребенок это личность со своими правами, совершающая свои ошибки и осуществляющая свои попытки сеять и пожинать плоды. 

 

Говорят: от хороших родителей не убегают. Наверное, хорошие родители это те, кто способен так построить отношения с ребенком, чтобы избавить его от разочарований.

 

Почему бывает неуютно детям в благополучных семьях?

      Мы удивляемся порой, когда узнаём, что в благополучных, на первый взгляд, семьях происходят конфликты, и уходят из дома дети – тянутся к уличному общению. Рвутся мальчики и девочки на улицу, когда им дома тоскливо, неуютно, когда чувствуют неприязнь или равнодушие взрослых.

Уходят они из родного дома, не подозревая, что вне его их подстерегают опасности. Много есть причин, толкающих детей из благополучных семей на безрассудные поступки, но есть среди них наиболее часто встречающиеся.

 

Первая причина: НЕВНИМАНИЕ

Психологический дискомфорт от невнимания, равнодушия взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома. Заняты родители собой и не занимаются его проблемами, но могут деньги дать, если попросит на мелкие расходы, например - в компьютерный клуб сходить, не интересуясь, а не грозит ли ему игровая зависимость.

Нет сердечности в доме, притягательности домашней обстановки, и уходят дети на улицу, где их подстерегает опасность быть вовлечёнными в стайные компании с криминальными наклонностями под гнётом уголовной романтики. 

Вторая причина: РЕВНОСТЬ

Детская ревность может проявляться по-разному – в зависимости от причины её зарождения. В семье появился ещё один ребёнок, и вы переключили всё внимание на новорожденного. Ваш временно заброшенный старший сын или дочь не очень долго будет радоваться появлению нового забавного существа – братика или сестрички.

Как только он почувствует, что ущемляются его права, появится ревность. Иногда она проявляется только в отношении к младшему братику или сестричке: передразнивание, щипки, подзатыльники, подшучивание. Но бывает, что ревность меняет отношение к родителям: «Он стал таким грубым – дерзит на каждом шагу»…

 Третья причина: НЕУВАЖЕНИЕ

Пренебрежение мнением ребёнка, неуважение его интересов. Ваш ребёнок пытается высказать свои мысли, но вы его перебиваете, ничего не объясняя: «Иди, делай уроки». Вы наглядно показываете, что мнение его вас абсолютно не интересует, что ничего заслуживающего внимания он сказать не может. Вы демонстрируете своё неуважение.

 Четвёртая причина: ОБМАН

Невыполнение своих обещаний безо всяких объяснений. Вы пообещали купить ребёнку велосипед или ещё что-то за хорошие оценки или прилежание, за какую-то выполненную им работу и не сдержали слова. Если на вопрос «Почему? Ты же обещал», вы ответите равнодушно «Ну и что из этого? Обещал, но не получилось. А учиться ты и так должен хорошо», то рискуете оттолкнуть от себя ребёнка надолго, и вернуть к себе уважение будет не так-то просто.

Вы пообещали повести ребёнка в цирк, на футбол, но забыли об этом и даже не извинились. Вы быстро об этом забудете, но он будет долго помнить ваш обман. Пример обмана заразителен, и вы не заметите, как он или она будут сами обещать вам, не выполняя обещанного. А потом будете страдать от постоянного вранья и спрашивать: – Как отучить ребенка говорить неправду?

 Пятая причина: ЧУЖОЙ ЧЕЛОВЕК В ДОМЕ

В простонародье говорят: «Он взял её с ребёнком» или «Она пошла на его детей». Это – для взрослых, а для детей – в доме появился чужой человек со своими привычками, со своим интеллектом, взглядами на жизнь, на воспитание детей. Для ребёнка многое меняется после прихода чужого человека – больше требований, меньше внимания, неприятие наказаний.

   Но вот в семье появился ребёнок от отчима или мачехи – сводный брат или сестра. Это может стать поводом для негативного стресса. Проявления ревности и обид могут быть очень сильными.

Ребёнок может дерзить, демонстративно уходить из дома, искать общения с чужими людьми. Возмущение поведением иногда приводит к скандалу. И тогда общение с друзьями становится важнее отношений с родителями. Ваши претензии не помогут установить контакт, наоборот – углубят разрыв. Наказания могут привести к отчаянным, безрассудным поступкам детей.

 Шестая причина: РАЗМОЛВКИ РОДИТЕЛЕЙ

 При детях ругаться нельзя! Знают эту азбучную истину родители, но слово за слово, и понеслась ругань, травмируя детскую психику, создавая дискомфорт. Неуверенность в завтрашнем дне может поселиться надолго в душе ребёнка, делая его истеричным.

 Седьмая причина: ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ

    Родители заняты и воспитание полностью перекладывают на дедушку и бабушку, не интересуясь душевным состоянием ребёнка. Им так удобно – бабушка проверяет уроки или не проверяет, а они об этом даже не знают, готовит ребёнка в школу или предоставляет это делать ему самому, провожает в спортивную секцию или отпускает самостоятельно, не интересуясь его успехами.

Они слышат иногда, как отчитывает она провинившуюся дочь: – Тупица безмозглая, два столбика запомнить не можешь! Но не вмешиваются: пусть поругает за дело.

 В доме становится неуютно ребёнку – нет душевного тепла, и он уходит на улицу. И, несмотря на то, что его окружает много родных взрослых, он – заброшенный. Ищут такие дети ласки, душевного тепла, чтобы кто-то сказал им, какие они славные, красивые, любимые, не идиоты, не тупицы.

 Девочки и мальчики из благополучных, материально обеспеченных семей: любящих пап и мам без вредных привычек, внимательных дедушек и бабушек, рвутся почему-то из дома – одиноко и неуютно им в семье, совсем неуютно…

И попадают они в самые разные неприятные истории.

 

Что делать, если это случилось?

  Во-первых, заявить в милицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что он не просто задержался где-то, гуляя, а действительно ушел из дома. А потом... Если ребенок все-таки хлопнул дверью, постарайтесь не обвинять его в бездушии. Для вашей семьи это сигнал объединиться, в центр общих разговоров поставить интересы ребенка, забыть обо всех личных неприятностях, а не набрасываться на свою половину со словами: «Это ты виноват(а), ты не воспитывал(а) ребенка так, как надо, все время занимался(лась) лишь своими проблемами и работой!».

 

  Самой главной вашей задачей должен стать поиск ребенка. Ни в коем случае не впадайте в истерику — так вы не сможете сосредоточиться и сориентироваться в направлении поиска. Почему вашей кровиночке вдруг стало так неуютно возле вас? Может, что-ниб   удь изменилось в ваших отношениях не только с ребенком, но и между собой? Тогда надо обдумать, как оградить ребенка от взрослых проблем. Выработайте стратегию своего поведения при встрече с ним.

 

Чем страшен уход ребенка из дома как для него самого, так и для его родителей?

   Ребенок может испытать дополнительное насилие (как физическое, так и сексуальное). Рано или поздно он начнет под давлением таких же, как и он сам, употреблять наркотики, курить сигареты, нюхать клей, употреблять алкоголь. А это обязательно повлечет за собой полную деградацию личности, так как разрушится гармония его интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального и социального развития. Полноценно питаться ребенок тоже вряд ли сможет. Да и чтобы добыть себе какой-то кусок хлеба, ему придется пойти на кражу или воровство... 

   И потом, ведь не так-то просто выжить среди таких же беспризорников, как и он сам — срабатывает закон волчьей стаи, где выживает тот, кто сильнее.

 Самое страшное в этом для родителей — потерять ребенка. Почему-то сейчас принято считать, что семья — когда есть муж и жена. Но это просто брачный союз. А семья основывается на отношениях мама — ребенок, папа — ребенок, мама — папа — ребенок. Если ребенка у пары нет, зачастую семья рушится. Ни быт, ни эмоциональные связи в таком устройстве уже не имеют никакого смысла.

  Если с ребенком происходит несчастье, то со временем семья может или укрепиться, или распасться – все зависит от темперамента конкретно взятого человека и степени осознания своей вины.


 

Встретить ребенка надо умеючи

Встречать надо в зависимости от того, по какой причине ребенок ушел из дома. Если все же виноваты родители, им надо попросить у него прощения. Если ушел из дома ребенок-романтик, обязательно поговорите с ним и выясните, чего же ему конкретно не хватает. Малыш может и не объяснить толком, почему так случилось, но по немногословным фразам, его реакции на ваши слова вы можете догадаться, что творится у него в душе. Не будьте ни судьей, ни атакующим. Внимательно выслушать и помочь — все, что от вас требуется. Можно пообещать ему пойти вместе в поход, но обязательно сдержите данное слово.

Можно ли подыгрывать ребенку, который решил испытать родителей «на прочность», встречать его так, как он того ожидает — с пирожками, извинениями? Если его справедливо наказали, а он решил таким образом отомстить, то этого допускать нельзя ни в коем случае, иначе он будет шантажировать этим родителей и дальше. Реакция должна соответствовать темпераменту малыша, его умению понять, что от него требуют. 

 Если простить ребенка независимо от причины его ухода, — не значит ли это, что мы признали свое поражение? Большинство родителей выплескивают свои эмоции прямо у порога. А разве этот проказник не должен знать, что вы пережили? Пусть у него хоть совесть заговорит! Но это будет лишь проявлением вашего эгоизма. А как же, вы страдали, а он (она) — такой бездушный, бессовестный, ему все равно — «как об стену горохом»! Но единственное, чего вы этим добьетесь — снимете нервное напряжение, а ведь проблема-то не решится, наоборот, может усугубиться. 

Поймите, что человек, который возвращается, первым делает шаг навстречу. Простите своему ребенку, забудьте прежние обиды. Для истерзанного материнского сердца возвращение «блудного сына» — радость (жив-здоров, и это — главное!). В такие минуты трудно подобрать правильные слова, к тому же не каждому взрослому дано красноречие от природы. Руководствуйтесь не обидой, а любовью, как бы трудно вам ни было это сделать, подавите в себе гнев и раздражительность. Дайте малышу понять, что он не зря вернулся домой, к вам. Это будет не только перемирием, но и шансом на поворот в ваших отношениях в лучшую сторону.

 Не вступайте в перепалку с ребенком — страсти понемногу утихнут, и вы не сделаете и не скажете ничего такого, о чем могли бы потом пожалеть. 

Мудрые родители не только должны выслушать претензии малыша, но и выставить свои условия для того, чтобы всей семьей можно было бы достичь компромисса. Если малыш не идет на контакт, обратитесь к психологу, который с помощью различных методик сможет выяснить, какая у ребенка проблема. Хорошо, если вы найдете узкопрофильного специалиста, который не первый год работает с детьми и хорошо знает их психологию. Не пытайтесь только заманить ребенка на прием обманом. Помните, что дети тонко чувствуют ложь взрослых. 

Не пытайтесь решить эту проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут подальше вещи ребенка, запирают его в комнате, контролируют каждый его шаг. Драконовские меры лишь усилят его желание снова убежать из дома. Потом его будет очень трудно вернуть в семью.

 

 

Можно ли предупредить эту ситуацию?

Многие капризы детей можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения. У детей ведущим мотивом является игра, они никогда не уходят из дома всерьез. Чаще всего, они играют в побег, например, на Северный полюс или еще куда-нибудь. 

Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, уходит сам.

 Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Малыш интересуется какими-то видами единоборств, плаванием — водите его в секцию. Все-таки, это намного лучше, чем беспризорный досуг.

 Еще не поздно подружиться с собственным чадом. Для начала попытайтесь воспринимать его всерьез, ведь когда ему исполнится 12—14 лет, сделать это будет намного тяжелее. Разговаривайте с ним на равных: многие родители очень долго не могут перестроиться с «вытирания носа» на полноправное общение и понять, что имеют дело с почти взрослым человеком.

 Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес, как: «Я предупреждала тебя, что так получится!». Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

 Дерзость и нахальство со стороны ребенка — это тоже стремление к самоутверждению. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, а переводить в шутку все его высказывания, старайтесь меньше обижаться, и помните — как бы малыш не критиковал ваши взгляды, вы для него — центр Вселенной. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".